antonkachinskiy

Categories:

Н-1. Космическая верфь.

Мы знаем что и США и СССР хотели высадить человека на Луну. У США это получилось, а у СССР-нет. То есть у нас имеются два примера пилотируемой лунной программы — удачная и неудачная.  Что порождает некоторые соблазны при написании мемуарной и исторической литературы. А именно — описать историю Н-1 как некий аналог Сатурна-5, а все  конструктивные отличия данных ракет — как меру вынужденную. Будь у Королева больше ресурсов, он бы безусловно сделал бы что то куда более похожее на Сатурн и...

Но такой подход неверен. В момент разработки и начала осуществления программы Н-1 Королев вовсе не предполагал что она будет неудачной, а Сатурн-5 наоборот. Более того когда Н-1 уже прорабатывалась никакого С-5 не  было даже в проекте.

Н-1  разрабатывали для осуществления определенных целей ( Луна была одной из них, но не главной), и во время этой разработки не шли на компромиссы. Решения положенные в конструкцию Н-1 не были вынужденными, а наоборот — считались оптимальными.

Рассмотрим одно из них — сборку ракеты на космодроме из мелких деталей. Типа — крупные блоки нельзя было доставить на космодром на ЖД, а потому Королев был вынужден....  Но это не так. Решение о такой сборке было вызвано совсем другими соображениями.

В конце 50-х Королев (да и не он один) считал что освоение космоса пойдет гораздо более быстрыми темпами, чем случилось в реале.

Вот график из книги Шубина про Н-1

Какая там высадка человека на Луну в 1969 году — в этом году должна стартовать пилотируемая экспедиция на Марс!  И комплекс для такого полета должен быть собран на орбите Земли из блоков по 75 тонн, для чего требуется не менее 8 запусков Н-1! Другие экспедиции тоже требуют изрядного количества ракет. Тот же полет человека на Луну по программе Л-3 — не менее трех пусков Н-1, а создание там базы — еще больше. 

  Эти планы были приняты к осуществлению в 1960 году совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров.  Таким образом производство Н-1 планировалось чуть ли не десятками в год, что требовало расширения предприятий предназначенных для их изготовления, а фактически — строительства новых. И Королев сделал логичный вывод — зачем строить новый завод в Европейской части России и везти ракеты на космодром? Гораздо проще построить мощности по производству Н-1 прямо на Байконуре! (Тюратаме конечно, но я буду использовать гражданское обозначение). Весь этот комплекс по производство и пуску Н-1 он называл Космической верфью. Идея ее создания обсуждалась советом Главных конструкторов и признавалась верной. 

 Так вот — то что мы теперь знаем как стартовые позиции Н-1 и Монтажно-испытательный комплекс для ее сборки — это первый этап, или зародыш, как называл его Королев, для создания Космической верфи. 

Привет Илону Маску и его Старшипу :)

 Так что никаких проблем с доставкой Н-1 на космодром  Королев не видел. Первые ракеты конечно пришлось бы изготавливать фактически два раза и два раза собирать, но  далее по мере введения производственных площадей на Байконуре ее изготовление постепенно перешло бы туда. 

 Но что то пошло не так...Вся это космическая программа тянула на 12 миллиардов рублей, и изрядная доля этих денег изымалась из военного бюджета. Военные встали на дыбы и добились отмены программы 1960 года уже в 61 году.  Королев пытался спасти хотя бы ее часть, видимо держа в уме что потом ее все же удастся осуществить если не полностью, то близко к этому. Благо тут Кеннеди выступил со своим обращением к нации с планом полета человека на Луну до конца десятилетия.  И зародыш Космической верфи все таки начали строить, но теперь уже как часть советской лунной программы, которая тоже не отличалась особой скромностью. Например в 1967 году планировалось запустить 2 Н-1, а уже в 1968 — 6. И далее продолжать пускать по ракете в два месяца.  И вот тут то из возникла проблема с доставкой Н-1 на Байконур.  в 60 м году планировалось что при таком темпе изготовления и пусков ракеты должны полностью изготовлять на космодроме, но требуемые производственные помещения построены не были — даже МИГ и стартовые позиции отставали от графика...

  Решить эту проблему Королев пытался заказав Грачеву транспортную машину для доставки Н-1 на космодром крупными блоками (2 и 3 ступени в сборе, а первая — без двигателей).

Работы по ней шли, но после смерти Королева в 1966 году наступил момент переоценки того что уже сделано и того что сделать получиться. В том числе видимо произошло осознание того что темп пусков Н-1 будет куда реже чем планировалось.  В итого изготовление транспортера отменили. 

 Наступил 1969 год и начало летных испытаний Н-1. Они как известно закончились провалом, но это уже  другая история.... 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic