antonkachinskiy

Categories:

Лунный корабль Л-5. Часть 1.

В своем дневнике Н.П. Каманин 10 октября 1967 года сделал запись о прошедшем заседании лунного совета по председательством С.А.Афанасьева.

В том числе там были приняты следующие решения :

«3. Проводить усовершенствование ракеты Н-1 с таким расчетом, чтобы через два-три года иметь возможность высадить на Луну корабль Л-5 (экипаж из 4—5 человек, вес научного оборудования 1,5—2 тонны, пребывание на Луне до двух месяцев).
4. Поручить АН СССР, МО и МОМ разработать программы научных и военных экспериментов для корабля типа Л-5.»

 Под  шифром Л-5 в разное время проходило несколько объектов, но мы займемся именно вот этим — образца 1967 года. 

 Вот в этом альбоме есть несколько картинок интересующей нас машины -

Л-5 на Луне

Он же в составе ракетного комплекса

И его посадка на Луну

 Не так уж мало информации, для того чтобы представить каким бы был Л-5 в случае если его все же построили.  

 Сразу хочу сказать, что возможность осуществления этой программы мне кажется весьма маловероятной , даже если бы Н-1 каким то чудом удалось бы довести. У ОКБ-1 и самого Королева в 60-е годы начался и прогрессировал отрыв от реальности, и чем дальше тем сильнее, но нам же Л-5 не в реале строить ;)

 Для начала — определимся с размерами. На картинке с лунным комплексом указаны его размеры — что позволяет оценить габариты самого Л-5.

 Его длинна получается в районе 10 400 мм. Диаметр цилиндрической части — 4000 мм. Диаметр колес — 1200 мм. Что еще можно взять из этого рисунка — так это то что площадь солнечных батарей —  где-то 22 кв. метра.

  Кроме того опубликован отчет 1968 года о строительстве стационарной лунной станции

 Некоторые материалы для реконструкции можно взять оттуда — по срокам работы почти совпадают и КБ одно. Например там есть описание лунной инженерной машины. Она тоже имеет колеса диаметром 1200 мм.

 Это позволит нам определить ширину колес Л-5, учитывая, что она должна быть примерно как у ЛИМ.  ЛИМ весит 3 тонны и имеет 4 колеса шириной 200 мм. Л-5 весит 12 тонн и должен бы иметь 16 таких колес. Но у него их 8 — а значит они должны иметь двойную ширину для обеспечения какого же удельного давления. Значит колеса Л-5 имеют ширину 400 мм. Мы это предположение проверим чуть позже — поглядев войдут ли колеса такой ширины под обтекатель.

  Кое какие габариты для начала у нас есть, а теперь прикинем собственно экспедицию — это позволит нам понять требования к ходовой Л-5.

 Итак — продолжительность экспедиции два месяца и за это время Л-5 пройдет максимум 400 км. Два месяца — возьмем 60 дней. Лунный день 14 суток и лунная ночь — тоже.  два лунных дня и две ночи — это 56 дней. 4 дня оставим на хлопоты связанные с прилетом и отлетом экипажа. На движение у нас остаются эти 56 дней. Ночью ехать нельзя. Значит ходовых дней — 28.

 400 км делим на 28 — 14.28 км в день. А теперь делим на 24 и получается что если Л-5 постоянно двигается, то его скорость — 0,59 км в час.  Скажем если половину лунного дня Л-5 будет стоять , а половину -двигаться, то ему хватит скорости движения в 1,2 км в час.То есть для оценки мощности его моторов можно взять «Луноход» с его максимальной скоростью движения в 4 км в час — этой скорости Л-5 хватит за глаза. Луноход весил 756 кг и имел 8 моторов по 40 ватт в каждом колесе. При весе в 1200 кг нам надо иметь 8 моторов по 635 ватт. Округлим до 650 ватт и общая их потребляемая мощность — 5 200 вт или 5.2 киловатта.

 Теперь посмотрим сколько могут дать солнечные батареи площадью 22 кв. метра. Опять заглянем в отчет по строительству лунной базы. Там есть табличка по сравнению характеристик различных источников энергии для ЛИМ. Нас интересуют только солнечные батареи.

Итак — для получения 10 киловатт нужно 120 кв. метров СБ. У нас 22 кв. метра —  1833 ватта или 1.8 киловатт. 

 То есть Л-5 по любому будет двигаться как «Луноход» — заряжать на стоянке аккумуляторы, а потом совершать короткие перемещения. При 4 часах зарядки и одном ходовом часе у нас выходит 135 ходовых часов. Чтобы пройти  400 км достаточно иметь скорость 3 километра в час. 4 км в час позволяют иметь некоторый резерв на случай выхода из строя отдельных двигателей. 

  При такой скорости энергоемкая подвеска Л-5 не нужна. ЛИМ имеет скорость в 12 км. в час, и составители отчета считают что ему достаточно только эластичных колес. Скорее всего и у Л-5 подвески как таковой нет, тем более что и балансиры колес расположены под неблагоприятным углом для подвески. 

 Для первой части пожалуй достаточно. Потом мы проанализируем что еще можно вытянуть для реконструкции из рисунков.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic