antonkachinskiy

Category:

Н-1 и другие.

Самое интересное и в тоже время самое неизвестное в Н-1 — это рождение ее замысла. Создается впечатление что она появилась сразу и неоткуда. По крайней мере в 1960 году, а может и раньше ее облик был полностью сформирован. Но вот когда... Когда появилась идея о необходимости создания ракеты больше чем Р-7?

Это произошло в 1956 году и предложение такое выдвинул вовсе не Королев, а Глушко! Ракета Р-7 к тому времени была спроектирована, началось изготовление первых экземпляров и вот-вот должны были начаться испытания. Пора было подумать о проектировании следующей ракеты и Глушко предложил такую ракету. В его представлении это должна быть увеличенная в два раза семерка. Точнее даже немного больше чем в два раза.

На каждой ее ступени вместо одного двигателя с тягой в 73 тонны он предлагал поставить два, с тягой по 100 тонн. Проектированием именно таких двигателей он и хотел заняться, а самой ракетой должен был заниматься Королев. 

Довольно здравая идея надо сказать. В случае ее принятия СССР бы получил ракету-носитель с полезной нагрузкой в районе 15 тонн и получил бы быстро. Технический риск при создании данной ракеты был бы минимальным.

Но Королев предпочел похоронить данный проект, чтобы через некоторое время предложить свой проект Н-1.

Постановление по нему было принято в июне 1960 года, а уже в конце сентября 1960 года проходит совещание Главных Конструкторов где проект обсуждается в деталях. Так что вероятно проект к тому времени, а скорее уже к моменту принятия постановления был разработан. 

Однако у него имелись конкуренты. В феврале 1960 года Глушко выдвинул очередное предложение о создании мощного носителя. По его мнению он должен был базироваться на создававшихся в тот момент его двигателях для Р-9 тягой по 140 тонн. Создавать следовала две ракеты — стартовой массой в 1500 и 2000 тонн. Как известно первоначально стартовая масса Н-1 должна была составлять 2100 тонн, так что предложение Глушко было прямым конкурентом Н-1 которая видимо уже проектировалась. И более реальным конкурентом. Двигатели для Р-9 уже создавались и несмотря на все проблемы к 1963 году уже были отработаны. А предполагавшиеся для Н-1 НК-15 не только опоздали, а и вообще оказались неудачными...

Подробности конструкции ракет Глушко мне неизвестны, но вероятно они были такой же пакетной схемы что и семерка. А разница в стартовой массе обеспечивалась разным числом ускорителей навешанных на центральный блок. Собственно как потом предполагалось в его же носителе Вулкан, только без водорода на центральных блоках.

Собственно Энергия это тот же Вулкан со сниженной стартовой массой и меньшим количество разгонных блоков.

 Но и это предложение Глушко не прошло. 

 Но интересные моменты на этом не кончаются. Как видим для Н-1, по крайней мере на начальном этапе можно было бы использовать двигатели от Р-9, что было бы логично и ускорило отработку. Но Глушко был не против создать для Н-1 и специальные кислородно-керосиновые двигатели. Но вот какие? В совещании главных конструкторов говориться о камере для двигателя с тягой 100 тонн предложенной Глушко. Причем все говорят именно о камере, а вот Королев о 100 тонном двигателе. Которые нецелесообразно располагать по кольцу в два ряда. По схеме Н-1, если бы двигатель имел тягу 100 тонн, то для установки большего количества таких двигателей требовалось установить два силовых кольца. Собственно как и сделали позднее в 30 ти двигательном варианте. 

 А еще Королев отпускает пассаж, что двигатели тягой 300-600 тонн не нужны и заказывать их его КБ не будет, хотя если их закажет кто то еще ( а таких в СССР по странному стечению обстоятельств нет) — то эти двигатели используют. И у меня появились смутные подозрения , а не предлагал ли Глушко многокамерный двигатель с камерой в 100 тонн? Если это был 4-х камерный РД по схеме как в Р-9 он бы имел тягу в 400 тонн, что укладывается в промежуток Королева. И его действительно нецелесообразно применять в Н-1, так как при управлении разнотягом при выходе из строя одного двигателя надо отключать и противоположный , а это потеря  800 тонн тяги...

 И для 4-х камерного двигателя действительно не нужно двух колец, так как крепление у 4-х камер одно... 

   Интересный момент. Возможно что то всплывет в новых томах биографии Глушко. Поглядим...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic