antonkachinskiy

Category:

Т-50 - планы и реальность.

 Т-50 - в планах - самый массовый танк РККА
Т-50 - в планах - самый массовый танк РККА


Когда описывают историю создания, недолгого выпуска и применения  танка Т-50,то не скупятся на эпитеты. Он мог бы стать самым массовым танком РККА, он превосходил всех своих одноклассников, имел великолепный обзор  и многие другие, не менее лестные. Но пишущие такое совершают несколько ошибок, принимая одно за другое.  

Т-50 планировалось запустить в большую серию вместо Т-26. Но это не значит, что его бы выпускали большой серией. Не всякое оружие, которое должно было по замыслу его создателей,  занять достойное место в системе вооружений – его действительно занимало. Например, танк Т-46 тоже планировали запустить в большую серию вместо  Т-26, однако было выпущено всего несколько таких машин, закончивших свою карьеру в качестве неподвижных огневых точек  укрепрайонов.  Возможно, что без войны и Т-50 ожидала та же судьба, а вовсе не роль самого массового танка. 

Корпус Т-46 в качестве неподвижной огневой точки
Корпус Т-46 в качестве неподвижной огневой точки

 Судьбу танка иногда можно предсказать не только по результатам испытаний – иногда это можно сделать и до изготовления опытного образца. Если обнаружить ошибку в расчетах… Танк – это не только миллиметры брони, калибр орудия и мощность двигателя. Танк еще и ходовая часть, которая все это несет на себе. И если при ее расчете допущена ошибка – ее исправление может обойтись очень дорого.

СМК - 8 катков на борт - вес 55 тонн
СМК - 8 катков на борт - вес 55 тонн

 Немного раньше Т-50 в СССР разработали тяжелый танк КВ. И не только разработали, а испытали на войне и запустили в серию. Машину активно модернизировали. Усиливали броню и вооружение, как вдруг с фронта пошел вал рекламаций. 

Экранированный КВ. При 6 катках на борт весил почти как СМК.
Экранированный КВ. При 6 катках на борт весил почти как СМК.

Надежность ходовой части оказалась столь низкой, что даже встал вопрос о прекращении серийного производства. Спасти положение удалось путем радикального снижения веса – почти до 42 тонн. Что потребовало уменьшения толщины брони до 60 мм.

Радикально решить проблему надежности ходовой КВ смогло только облегчение танка до 42 тонн.
Радикально решить проблему надежности ходовой КВ смогло только облегчение танка до 42 тонн.

Однако в этом не было ничего неожиданного. Более того – что так произойдет, было ясно еще до изготовления самого первого КВ. Дело в том, что этот танк проектировался как укороченная версия двухбашенного тяжелого танка СМК. Оставив одну башню, конструкторы использовали полученный резерв веса для увеличения толщины брони с 60 мм до 75.  И вот тут то и была допущена  ошибка. Никакого резерва веса у КВ не было. Он образовался, если бы с СМК сняли одну башню, но сохранили его шасси. Но дело в том, что ходовую часть КВ  укоротили. «Клим Ворошилов» имел ту же гусеницу, те же катки и те же торсионы. Только катков и торсионов у него было не 16 как на СМК, а только 12. Легко подсчитать, что ходовая часть СМК, рассчитанная на 55 тонн, при таком укорочении была способна надежно работать при весе танка около 41 тонны. Уже первый опытный КВ весил больше!  И нет ничего удивительного, что для того чтобы ходовая часть КВ работала надежно – вес КВ-1С пришлось снизить до 42 тонн.

 Т-126. Имел два варианта весом 16 и 18 тонн.
Т-126. Имел два варианта весом 16 и 18 тонн.

 Т-50 изначально имел еще больше проблем с ходовой частью чем КВ. Как и «Клим Ворошилов», Т-50 создавался на базе другого легкого танка – Т-126 (СП) и тоже являлся его облегченной версией. Только там обошлось без снятия башни и укорочения шасси, там просто пытались снизить массу. Дело в том, что Т-126(СП) по своей броне и вооружению вполне удовлетворял требованиям военных. Но вместо  13 тонн, он весил 16.  Поэтому танк решили облегчить, попутно внеся в него некоторые изменения. Броню сократили с 45 мм до 37 – правда, заменив обычную цементированной. Ходовую часть тоже переделали, сократив ширину гусеницы и набрав ее из облегченных траков. Опорные катки стали меньшего диаметра, сократилось сечения балансиров и торсионов. Все это позволило удержать массу в пределах 14 тонн, но…  Ценой надежности ходовой части.

 Танк был принят на вооружение в апреле 1941 года, началось освоение его серийного производства,  а ходовую часть приходилось постоянно дорабатывать. Например, в июле  военпред сообщал, что ни один из разработанных для Т-50 типов гусеницы не смог пройти без поломок 500 км.  Усилить торсионы пытались, подбирая другие марки стали, но это не получилось.  На фронте у Т-50 через некоторое время «поседала» подвеска и уменьшался клиренс.  Всего выпустили меньше 100 штук Т-50, но за время такого небольшого выпуска успели разработать усиленный трак и усиленные опорные катки. Не помогло…  По итогам применения Т-50 на Ленинградском фронте в период август 41 – февраль 42 был выпущен отчет, где был и такой пункт: «Слаба ходовая часть – опорные катки, балансиры, торсионные валы. Необходимо их усиление или за счет увеличения сечения и изменения профиля, или за счет качества материала».

Как мы помним – усилить торсионы за счет лучшего качества материала на 174 заводе пытались еще летом. А увеличение их сечения требовало переделки корпуса, что вело к росту веса и фактически возвращало к ситуации с Т-126, когда было ясно, что выполнение требований по вооружению и броне ведет к увеличению массы….

Единственным вариантом решить проблему со слабой подвеской Т-50  являлось снижение веса – как поступили с КВ, превратив его в КВ-1С. И так же как и том случае это означало снижение толщины брони. Однако уменьшение толщины брони с 37 до 15 мм превращало Т-50 просто в более дорогой аналог Т-26…  Решение о прекращении серийного выпуска Т-50 в таких условиях являлось вполне закономерным. Более того – оно, пожалуй, даже запоздало. Без войны в проблемах Т-50 могли разобраться и быстрее и серию отменили бы еще в 1941 году. Единственным отличием было  то, что в войну 174 завод перешел на выпуск Т-34, а без нее – возможно, начал бы разработку нового легкого танка или возможно освоил производство А-20.

Сравнение габаритов башен Т-26 и Т-50.
Сравнение габаритов башен Т-26 и Т-50.
В башне Т-50 при размещении 3 человек  фактически не оставалось свободного места.
В башне Т-50 при размещении 3 человек фактически не оставалось свободного места.

Но не следует думать, что подвеса являлась единственной ахиллесовой  пятой Т-50. Второй по значимости проблемой являлось наличие командирской башенки, что обычно этому танку ставят в плюс. Дело в том, что на Т-50 командирскую башенку установили без увеличения габаритов самой башни. Размеры башни  Т-50 почти не отличались от размеров башни Т-26 и Т-126(СП). Однако теперь и так в не слишком просторной башне находилось не 2, а три человека, что ухудшало условия работы экипажа. Кроме того малые габариты башни заставили снизить и габариты командирской башенки. При движении по бездорожью танк начинало качать и командир бился головой о стенки башенки. 

Сравнение габаритов командирских башенок Т-34-85 и Т-50.
Сравнение габаритов командирских башенок Т-34-85 и Т-50.


  На фронте эту проблему решали просто – экипаж Т-50 сокращался до 3 человек и командир, как и на Т-26 и Т-34, становился по совместительству наводчиком.  Невозможность нормального размещения в тесной башне троих человек признали и конструкторы Т-50, разработав для  него новую двухместную башню. Правда, в связи с прекращением серийного выпуска Т-50 изготовлять эту башню не стали.

Упрощенная башня Т-50, рассчитанная на 2 человека.
Упрощенная башня Т-50, рассчитанная на 2 человека.

Т-50 далеко  не шедевр танкостроения. Наоборот – он показал, что эпоха легких танков как основных танков на поле боя завершилась. Выполнить требования по броне вооружению и экипажу можно только создав танк, вес которого превысит 20 тонн.  Собственно Т-34 и эволюционировал подобным образом из легкого танка.  Т-126(СП) развивался в том же направлении – сначала его вес вырос до 16, а затем и до 18 тонн. Оставалось увеличить экипаж и сменить орудие на 76 миллиметровое – и получился бы средний танк весьма похожий на Т-34М.  Но видимо идея замены Т-26  средним танком оказалась радикальной для 41 года. Но это все равно произошло в 1942 году…

 Для 1940 года танк весом в 16 тонн казался слишком тяжелым.
Для 1940 года танк весом в 16 тонн казался слишком тяжелым.
Однако уже в 1942 году завод № 174 начал производить танки весом 26 тонн...
Однако уже в 1942 году завод № 174 начал производить танки весом 26 тонн...


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic