antonkachinskiy

Categories:

И еще немного о ЛК-3

Сачков в своей книге пишет, что макеты лунных кораблей ЛК-3 и ЛК-700

 в августе 1966 года были выставлены в цеху №33 и Челомей водил туда экскурсии военных и партийных деятелей.

 Вполне логично — после отставки Хрущева Королев отодвинул Челомея от Луны, а теперь когда Королев умер — Челомей пытался взять реванш.

 

  Был в этом цеху на экскурсии и генерал Каманин. 

 Запись в его дневнике за 1966 год:

28 декабря.

С большой группой генералов и офицеров ВВС (17 человек) был в ОКБ-52 у В.Н.Челомея. Владимир Николаевич был очень любезен и в течение пяти часов лично знакомил нас с ходом работ ОКБ-52 по космической тематике. Мы прослушали отличную лекцию, просмотрели кинофильмы, ознакомились с музеем, побывали в цехах.

Впервые я побывал в ОКБ Челомея вместе с маршалом Вершининым в 1961 году. За прошедшие с тех пор годы мы много раз встречались с Челомеем, но это были встречи на заседаниях, совещаниях и приемах — деловых встреч за эти пять лет не было. Все это пятилетие я взаимодействовал с Королевым и его сотрудниками, а последний год — с Мишиным. Приятно было отметить, что за это время конструкторская и производственная база ОКБ-52 заметно окрепла и расширилась. На всем, что мы видели (ракеты и космические корабли), заметно влияние культуры авиационного производства: продуманность планов и проектов, высокое качество изделий, ювелирная отделка деталей — все существенно лучше, чем в ОКБ-1.

У Челомея, кроме боевых ракет для морского флота, хорошо работает стратегическая ракета «сотка» (УР-100 — Ред.), неплохо показала себя УР-200 (девять пусков), хорошо зарекомендовала себя ракета УР-500 (четыре пуска с «Протонами»), проходит испытания ракета УР-500К, которой предстоит выводить на орбиту корабли Л-1 весом 19 тонн. На базе УР-500 и «сотки» Челомей разработал проект ракеты УР-700, который одобрен экспертной комиссией МОМ, но пока нет решения о ее постройке. На строительство детища Королева — ракеты Н-1 — страна уже израсходовала сотни миллионов рублей, и сейчас строить УР-700 параллельно с Н-1 наши руководители не решаются. Американская ракета «Сатурн-5» будет выводить на орбиту высотой 200 километров 130 тонн, наша ракета Н-1–95 тонн, а ракета УР-700 способна поднять 145 тонн. Почти по всем показателям УР-700 лучше «Сатурна-5» и значительно лучше ракеты Н-1. Ракета Н-1 была задумана 5–6 лет назад и вполне естественно, что ее расчетные и конструкторские данные хуже, чем у УР-700, но прекратить разработку Н-1 уже невозможно — ее надо обязательно довести до конца. Вполне возможно, что именно ракете Н-1 выпадет честь доставить первых людей на Луну, но сейчас уже ясно, что дальнейшая модернизация Н-1 невозможна, — нужно создавать новую, более мощную ракету. Такой ракетой может стать УР-700, и работы по ней надо бы начинать немедленно, однако Смирнову и Устинову трудно решиться на постройку УР-700, так как именно они поддержали Королева с его Н-1 и отодвинули в тень проект Челомея. Сложилась очень трудная ситуация, из которой Челомей ищет выход, добиваясь поддержки военных и сильных мира сего, но пока он не получил ощутимой помощи. Первые опыты Челомея в создании пилотируемого ракетоплана не пошли дальше бумаги, он добился некоторого успеха лишь со спутниками-автоматами.

Сейчас главной задачей для себя Челомей считает создание орбитальной станции «Алмаз». Я побывал в «Алмазе», внимательно ознакомился со всеми его отсеками и пришел к выводу: это хороший многоцелевой корабль. Предполагается, что «Алмаз» будет находиться на орбите не менее года. Через каждые два месяца к «Алмазу» будет подходить транспортный корабль для смены экипажа из трех человек. «Алмаз» задуман и осуществлен в металле неплохо, но у нас пока нет уверенности, что в 1967–1968 годах мы сможем держать экипажи на орбите по два месяца. Более вероятно, что смена экипажей будет производиться чаще. В дальнейшем, после осуществления специальных мероприятий и установки на «Алмазе» дополнительного оборудования, смена экипажей станет возможной через 2–3 месяца.

Принятым три года назад решением ЦК и Совмина Челомей обязан был готовить корабль для облета Луны, а Королев — корабль для экспедиции с высадкой на Луне. Это решение не было выполнено, Королев добился того, чтобы строительство лунных кораблей и для облета, и для экспедиции было поручено ему. После ухода Хрущева Королев легко добился победы над Челомеем, но эта «легкая победа» отняла у нас почти два года: Челомей не строил лунные корабли, а ОКБ-1 начало строить их только в 1966 году. Хотя задача создания лунных кораблей и была снята с Челомея, но он и коллектив ОКБ-52 успели многое сделать в данном направлении и по инерции, на свой страх и риск, продолжают работу над этой темой. Я имел удовольствие ознакомиться с лунным кораблем Челомея и посидеть в кресле космонавта. Корабль ОКБ-52 значительно проще, надежнее и более полно отработан, по сравнению с тем, что имеется на сегодня по кораблю Л-3 в ОКБ-1. К сожалению, корабль Челомея рассчитан только на прямой полет, он весит 45 тонн, и его можно вывести на орбиту только ракетой типа УР-700 или Н-1.

Общее впечатление от работ ОКБ-52, от работающих в нем людей, от порядка в цехах и качества производства хорошее. Производственная база ОКБ-52 больше напоминает современный авиационный завод, а в ОКБ-1 осталось еще немало уголков, сохранившихся от времен, когда на его территории располагался артиллерийский завод. Мы договорились с Челомеем укреплять взаимодействие и условились, что в первых числах января я привезу в ОКБ-52 Вершинина и Руденко. Сегодня я уже послал в ОКБ-52 полковника Аристова с кинофильмами о полетах «Джемини-6, 7, 11» и о программе «Аполлон».


И вот возникает вопрос, где сидел Камнанин ?   ЛК-700 весил 140 тонн и Н-1 его поднять на орбиту не могла.

Однако сбросив три боковых разгонных блока после старта с орбиты к Луне — он весил как раз в районе 45 тонн...

 Так в каком корабле был Каманин?  Можно трактовать его запись и как то что он был в облетном корабле, а можно и как в посадочном...


  Есть у меня одна гипотеза по этому поводу...  

 Итак —  в постановлении от августа 1964 года говориться о двух кораблях — ЛК-1 и ЛК-3.  ЛК-1 или просто ЛК — это корабль для облета Луны по балистической траектории без выхода на орбиту. Тогда возможно ЛК-3 — корабль для выхода на орбиту Луны. Для этого полезной нагрузки в 20 тонн, которую может обеспечить УР-500К — мало. Надо как раз что то в районе 70, учитывая на каких компонентах разгонные блоки.

 Тогда возможно что ЛК-3 это корабль под ракету УР-500Ф. Предполагалось как раз в 1964 году подвести под УР-500 нулевую ступень и получить более грузоподьемную ракету. Она бы как раз могла бы обеспечить облет с выходом на орбиту.

 Однако в книге Ветрова «Королев и его дело» ость конспект совещания по поводу перспектив освоения космоса за 1965 год. То самое где решили на «Протоне» вместо ЛК, запускать Л-1.  И там есть упоминание о том , что от разработки УР-500Ф  КБ Челомея отказалось само и оно уже не ведется.

  Вопрос почему? Вероятно уже тогда Челомей думал не только об облете, но и о высадке. Но для этого полезной нагрузки УР-500Ф не хватало, нужна была еще более крупная ракета. Разрабатывать УР-500Ф, а потом УР-700 он видимо не захотел и от УР-500Ф отказались в пользу УР-700.

  То есть к 1966 году для ЛК-3 уже ракеты не было, но сам ЛК-3 возможно и был, если Сачков ничего не путает. Есть у него в книге еще одно интересное упоминание о ЛК-3. Когда в 1967 году Челомею удалось пробить постановление о разработке УР-700 и ЛК-700 из программы с целью ее удешевления выпал важный этап по облету Луны.

 Если ЛК-3 облетный корабль, то его история в 1967 году кончилась. Но на чем же его хотели пускать?

 Вот модель УР-700. Это трехступенчатая ракета. Вторая и третья ступень окружены тремя блоками первой ступени, каждый из которых двойной.

 Но если снять блоки первой ступени, у нас получается новый носитель с 3 двигателями РД-270 на первой ступени. И его ПН получается как раз 45 тонн на околоземной орбите!

 Так что вполне возможно создание УР-700 первоначально видилось Челомею в два этапа — на первом двуступенчатая ракета которая обеспечивает полет на орбиту Луны ЛК-3, а потом на нее навешиваются дополнительные блоки и получается трехступенчатая ракета обеспечивающая высадку на Луну.

  Посмотрим сто напишет Павел Шубин во втором томе про Луну.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic