antonkachinskiy

Category:

Ис-3 и Центурион - опыт войны

 У Ис-3 и Центуриона много общего — оба они появились в самом конце ВМВ, но собственно на войну уже не успели.  Это одноклассники по весу: вес средних танков уверенно перевалил за 40 тонн и догнал танки которые еще недавно считались тяжелыми. Не зря Центурион и американский М26 поначалу даже называли средне-тяжелыми. Ис-3 же можно назвать легко — тяжелым танком, как не парадоксально это звучит — масса тяжелых тоже рванула вверх и уверенно перевалила за 60 тонн, а Ис-3 попытка получить параметры тяжелого танка нового поколения, оставаясь в массе тяжелого  танка прежнего типа.

 В итоге — две машины весьма близкие по габаритам и весу. И если вначале Центурион уступал Ис-3 по массе, то постепенно он его догнал и даже превзошел.

  Итак — это одноклассники появившиеся в одно и то же время, на основании опыта одной и той же войны. Схожие в общем машины, но весьма сильно различающиеся в деталях. 

 И мы поговорим об одной из этих деталей — носовой части. Центурион имеет нос сваренный из двух бронеплит, что стало традиционным решением для танков, а вот у Иса носовая част посложнее и эта форма не получила распространения в танкостроении. Почему?

 Разберемся в этом, для чего нам надо будет разобраться в работе наклонной брони.

 Принято считать что наклонная броня позволяет получить ту же защиту при меньшей толщине.  Это действительно так — что видно на картинке.

 Броня толщиной в 50 мм наклоненная под углов в 60 градусов позволяет получить туже защиту что и вертикальная плита 100 мм толщины. 

 Но есть один нюанс — 50 мм плита будет иметь большую площадь и несмотря на меньшую толщину будет весить столько же , сколько и 100 мм плита.

 Собственно носовые части всех трех типов изображенные на картинке вверху будет весить одинаково. Однако лобовая плита из вертикально листа не будет иметь шансов на рикошет попавшего в него снаряда. 

 А лобовая часть подобного типа рискует заклинить отрекошетировавший снаряд. Отсюда следует вывод что при соединение бронелистов следует избегать тупых углов которые служат ловушками для снарядов.

Однако у наклонной брони есть и минусы. Рикошет это хорошо, но может произойти и нормализация тупоголового снаряда , он подвернется пробьет плиту.

 Посмотрим на картинку вверху — если попадание снаряда в вертикальную плиту происходит под углом отличным от 90 градусов — то толщина брони которую нужно пробить снаряду — возрастает.

 А вот если снаряд ударяет в наклонную плиту  — то возможен случай когда изменение угла приведет к уменьшению толщины которую нужно пробить.

 Рассмотрим лобовую часть Центуриона и Ис-3 на горизонтальном разрезе

 У Центуриона бронестойкость лобовой плиты при попадании снаряда сбоку — растет. при некотором увеличении этого угла — начинает пробиваться борт. 

 У Ис-3 все сложнее. При отклонении снаряда от осевой линии — бронестойкость лобовой детали уменьшается. И может получиться как у снаряда окрашенного синим - он еще не может пробить борт — но уже может пробить лобовую деталь.  Чтобы этого избежать — надо сделать лобовую часть по типу Ис-3 более толстой, а значит и более тяжелой чем в случае Центуриона. 

   Но на этом проблемы Ис-3 не кончаются....

 Бронеплиты надо как то соединять. Сваркой например. Но сварной шов — слабый элемент и его желательно защищать, а в идеале не поставлять под обстрел вообще.

 И соединение слева — менее удачно чем справа — потому что снаряд может прямо угодить в сварной шов и начнет раздвигать бронеплиты. Такого соединения надо избегать. Это сделано у Центуриона, но увы — именно так соединяются верхние плиты Ис-3.

 Собственно верхний лобовой лист из двух элементов — лучше лобового листа из большего числа элементов по умолчанию. Целые бронелисты должны быть максимально возможно веса и размера.

 Есть и еще одно правило — не надо делать в лобовой броне вырезов, выступов  или еще каких элементов которые ослабляют броню.

 У Ис-3 верхняя часть листов срезана и там вварен небольшой треугольный кусочек с люком водителя. В результате этого люк водителя стал слабым элементом бронезащиты. В него может попасть снаряд и вдавить его внутрь.

 Вот как на этой картинке. У лобовой части сверху снаряду придеться пройти через часть лобовой брони, прежде чем он дойдет до люка — у Ис-3 возможен удар по люку и его вмятие.  Ну и снова под удар попадают сворные швы — теперь уже этого треугольного кусочка брони.

 А в итоге снаряд может вскрыть его как консервную банку.

 Слабые места лобовой части Ис-3 . Красные — сварные швы куда может попасть снаряд. Желтый — люк водителя.

Попадание в сварной шов может привести вот к такому результату.

 Этого можно избежать увеличив толщину брони и усилив сварные швы. Что и было сделано на Ис-3 . Но все эти проблемы можно было не решать, а просто исключить — выполнив лобовую часть как у Центуриона.

 Собственно и понятно почему клинообразная лобовая часть не получила распространения и осталась редким гостем танкостроения : она тяжелее и сложнее в изготовлении  чем ставшая классической форма из двух бронеплит....

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic