antonkachinskiy

Category:

Ис-3 и Центурион - вид сбоку

  А теперь посмотрим на наших героев сбоку.  

 Центурион — прост и не затейлив. Он имеет борта толщиной в 51 мм наклоненные под углом 12 градусов.  Наклон сделан не для увеличения снарядостойкости , а  для установки погона башни большего диаметра.  

А еще на ходовую часть поставили потивокумулятивные экраны

 В итоге — на той площади борта что закрашена желты — суммарная защита составляет 58 мм, а на остальной — 52.  Каких либо окон или уязвимых мест в броне нет. 

 На Ис-3 все гораздо кучерявее... В прошлой части я писал что существует два метода собрать броню  для того чтобы защитить нос — ужать внутренний объем и  просто вырезать окна. 

  В Ис-3 объем ужали, но этого было мало чтобы удержаться в весе 50 тонн. 

 Поэтому сделали окна.  Дно у Ис-3 корытообразное и залазит на боковую проекцию

 На рисунке оно — красное.  Так вот его толщина — 16 мм. Так у легкого танка Т-26.  При такой толщине под каким углом броню не ставь — она будет пробивать из любого орудия....

   Но на этом сюрпризы боковой проекции Ис-3 не кончаются.

 Смотрим на самый верхний снаряд. В месте сопряжения бокового и верхнего листов приведенная толщина брони стремительно сокращается. Попавший туда снаряд может пробить тонкую часть бокового листа, поддеть верхний и.... 

 Опять таки — формально приведенная толщина брони из почти 200 мм превращается мм в 50...

 Но и это не все. Борт сварен из двух листов, при этом  образует тупой угол, который служит ловушкой для снарядов.

 Смотрим на средний снаряд- отразившись он верхнего листа , снаряд попадает в нижний , установленный под куда менее выгодным углом. 

 Но и это еще не все — взаимное расположение верхней ветви гусеницы и верхнего бронелиста образует воронку — голубой угол справа на рисунке.

 Попавший в эту воронку снаряд центрируется и ударяет точно в сварной шов двух листов — самое слабое место.

 Смотрим на картинку слабых мест боковой проекции Ис-3.  Синяя полоса — толщина брони около 50 мм.

 Желтая — сварной шов куда автоматически направляется где то 50 процентов попавших в борт снарядов. 

 Красная — толщина брони 16 мм (!!!) . Причем это место не защищено ни катками , ни экраном.

  Все это обесценивает формально большую толщину борта в 90 мм ( учитывая наклон даже формально и 200).

  Защита оценивается не по самому толстому, а по наиболее слабому .

 У венгров в 1956 году не имелось 128 мм противотанковых пушек, а применение танков в городах не было сюрпризом для Советской Армии и  вот такой печальный итог...

    Но собственно странности боковой бронезащиты Ис-3 обнаружили довольно быстро и на следующих танках попытались устранить.  

 Например на Ис-7 добавили вверху еще один бронелист. Это немного уменьшило, но не ликвидировало полностью верхнюю щель.

  Сварку нижних листов ликвидировали ,  применив гнутый лист.  Теперь попавший в борт снаряд при удачном стечении обстоятельств мог скользнуть по борту в землю.

При неудачном — отбить у танка балансир подвески.  Тонкую броню днища от гранатометов защищали катки большого диаметра. Хотя конечно от снарядов это мало помогало ....

  Эта же схема бронирования со всеми ее недостатками перешла и на Т-10, а потом про нее просто забыли .

  Общий вывод из всего этого — любые оригинальные решения желательно тщательно проверять, перед тем как запускать танк в серию.  И скажем конструкция бортов по типу Т-34 была бы лучше того, что было применено на Ис-3....

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic