antonkachinskiy

Category:

Ис-3 и Центурион - зайдем сзади

 Пришло время осмотреть наших героев с тыла. Тут тоже все непросто...

  На примере носовой части и бортов мы уже обнаружили неприятную особенность советского танкостроения: это усложнение элементов конструкции в производстве, без какого либо выигрыша в эксплуатации. А частенько даже и наоборот.

  Вот как носовая часть сваренная из 4 бронелистов сложной формы имеет меньшую бронестойкость чем лоб сваренный из двух  прямоугольных бронелистов.  Но при этом ее изготовление намного сложнее ,  да и отходов брони больше.

 В народе это явление получило меткое прозвище — Удаление гланд через задний проход.  Это когда задача героически решается крайне неудачным методом. 

 Ну вот кормовая часть Ис-3 — это еще более весомы пример использования этой методы. 

  Как известно обстрел танка с тыла — не самое частое явление при умелом командовании. Да и если снаряд туда все же попадет — кроме брони ему придется разрушить мотор, а возможно и КПП, и поразить экипаж в боевом отделении ему будет непросто.

 Однако конструкторы Ис-3 не стали исправлять ошибку кормы корпуса Ис-2, и оставили в своем танке кормовые листы установленные под волшебными рациональными углами. 

 Конструкторы Центуриона умничать не стали установили комовые листы практически вертикально, сделав карман для выброса воздуха из системы охлаждения, как на нашем танке КВ. 

  И вроде бы на первый взгляд особой беды в конструкции кормы Ис-3 нет. Но это только на первый....

  В коме танка установлена коробка передач и механизмы поворота. Эти элементы надо время от времени обслуживать, а иногда их приходиться и вынимать из танка. В Центурионе это легко сделать через крушу моторного отделения. Крыша изготовлена из более тонкой брони и ее легко снять  для демонтажа танковой трансмиссии. Да и люки для ее обслуживания куда проще вырезать в тонкой броне.

  А вот в Ис-3 задний верхний бронелист наклонный. Он закрывает трансмиссию сверху. Доступ для обслуживания невозможно получить через крышу. Да и для ее демонтажа придется снимать этот лист целиком.

 Глянем на корму Ис-3 еще раз

  Задние бронелисты Центуриона просто приварены. Задний верхний лист Ис-3 установлен на болтах. Что немножко добавляет трудоемкости работ и увеличивает стоимость.   Чтобы лист можно было откинуть — добавляем две петли. Снова плюс к цене.  Но лист тяжелый и откинуть его сложно. Не беда- поставим торсион и скомпенсируем вес. Ценник и время изготовления снова ползут вверх. Но каждый раз откидывать лист для обслуживания тяжело...

  Не беда!  Прорежем в нем два люка! Вырезать отверстия под люки в 60 мм броне конечно посложнее чем в 20 мм крыше. Да и сами люки из такой же брони сделать и подогнать к отверстиям....  Петельки придется помассивнее приладить....

  А в итоге 60 мм бронелист получает два окна которые его изрядно ослабляют...

 Но в принципе задача решена. Через задний проход, но решена. 

 Некую пикантность этому решению придает тот факт, что у прежнего тяжелого танка — КВ, эта самая кормовая часть была решена куда лучше. 

 Фактически как у Центуриона потом.  Осталось только заменить гнутые броневые листы на плоские и ....

 Но почему то конструкторы тяжелых танков стали копировать неудачное решение кормы у Т-34

 Ну разве что все же убрав  с кормового листа выхлопные трубы. Зато добавили второй люк и торсион. 

 Интересно что к моменту разработки Ис-3  даже Морозов понял насколько корма у Т-34 неудачная и на Т-44 , а затем и на последующих танках ее полностью переделал. 

Лист стал несъемным и там остался один маленький лючок.

 Конструкторы же тяжелых танков продолжали отжигать. Корма по типу Ис-3 перешла и на Ис-7, а потом и на Т-10.  А на Ис-4 умудрились сделать ее еще хуже — установив два съемных листа....

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic