antonkachinskiy

Category:

Ис-3 и Центурион - только башня

1945 год советские танковые войска встретили не в лучшем состоянии. Точнее состояние то было неплохое — плохо было с перспективными машинами. Хуже наверно было только у французов. Такое ощущение что новые танки проектировали люди которые не знали о том, что прошла вторая мировая война которая позволила получить некоторый опыт. И советским танкистам он дался очень дорогой ценой.

 Например 1941 год они встретили на танках с самой толстой броней и лучшим вооружением чем у немецких панцеров. Это однако не помешало случиться танковому погрому — причем не у немцев, а у нас.  Оказалось , что обзорность — не менее важная характеристика чем толщина брони. А надежность мотора и неперегруженность ходовой влияют на потери ничуть не меньше чем калибр пушки. Да и пушка оказывается в просторном танке стреляет куда чаще... А еще боевое отделение вентилировать надо — танкисты не могут дышать пороховыми газами...

 Танк Кв получил командирскую башенку только в 42 году. Плохую, но все же получил. Хорошая появилась уже на ИС. Наконец то командир имел возможность наблюдать за полем боя и...

И вот на вооружение приняли Ис-3. Видим ли мы здесь командирскую башенку? Нет — ее на новом танке не имеется...  Довольно странное и труднообъяснимое решение.

 На Центурионе она имеется . У нас на Т-10 она тоже появиться — но уже в 50-х годах.

 Башенки нет.  Зато на Ис-3 появилась съемная панель на крыше башни

Конечно она позволяет демонтировать пушку с большими удобствами. Не нужно снимать башню.  Однако эта панель наклонена вперед и видна с лобовой проекции танка. Угол наклона конечно небольшой, но головки болтов доступны для обстрела и могут быть повреждены или сбиты даже пулеметным огнем. Это может привести к выпаданию этой панели. Про это было известно  и в Т-34 на башне заднюю съемную панель ликвидировали в том числе из -за этого. Что не помешало ей возродиться на Ис-3 в более уязвимом месте...

 В башне Ис-3 вообще много странностей.

Башня широкая и даже вылезает за габариты корпуса.  Почему это произошло ? А потому что тут конструкторы Ис-3 приняли  довольно странное решение...

Вот башня танка Центурион имеет традиционную кормовую нишу. Она уравновешивает пушку, и в ней могут храниться несколько выстрелов , что облегчает заряжание орудия.

 Можно подумать что башня Ис-3 кормовой ниши не имеет

   На самом деле это не так — ниша есть, просто она другой формы.

 Но кроме Кормовой ниши есть еще и боковые !

 Вот разрез Ис-3 и хорошо видно  насколько башня шире погона.  Чтобы этот объем не пропадал — конструкторы там разместили снаряды. Именно снаряды, а не выстрелы. Выстрел у пушки Д-25 состоит из двух частей — снаряда и отдельной гильзы с метательным зарядом. По хорошему при таком орудии нужно два заряжающих, иначе скорострельность сильно падает.  На Ис-7 это удалось — в башне у него сидит 4 человека из которых два — заряжающие.  Однако конструкторы Ис-3  от такой роскоши отказались. Более того — снаряды Ис-3 находятся в башне, а заряды — в корпусе.  Для пущего удобства заряжающего — которому сначала надо зарядить снаряд, а потом согнуться и достать из корпуса заряд. Идея что хотя бы часть боекомплекта надо бы разместить в башне, чтобы заряжающий быстрее сумел зарядить и  снаряд и заряд — почему-то никому в голову не пришла.

 Опять же все это было исправлено только в «работе над ошибками» Ис-3 — Т-10.

Его башня лишилась бортовых ниш и «щеки хомяка» перестали свисать за габариты корпуса

А в кормовой нише теперь лежали и снаряды и заряды . Это облегчило заряжание, но второй заряжающий так  и не появился....

А с крыши башни исчезла съемная панель. 

 К сожалению это произошло только через 8 лет после окончания войны.  

 Центуриона такая работа над ошибками не понадобилась. Он служил, модернизировался и на Ближнем Востоке ему даже пришлось столкнуться с Ис-3 в бою. 

 Возможно это покажется удивительным: орудия Центурионов не могли пробить Ис-3 . По крайней мере в лобовой проекции. Так же как немецкие тройки и четверки пасовали перед лобовой броней КВ. Однако и итог боев был таким же как и в 1941 году — победа осталась за Центурионами...

 Советские конструкторы так и не выучили уроки  41 года, о том что нельзя добиться преимущества увеличивая одни параметры за счет снижения других.

 Это как командный забег — побеждает не та команда участник которой прибежал к финишу первой, а проигрывает та чей участник прибежал последним....

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic