antonkachinskiy

Category:

Т-44 - чудеса геометрии.

Первые послевоенные советские танки вполне оправдывают эпитет — «странные».  Вот взять к  примеру Т-44: Можно подумать что его конструктор испытывал удовольствие наступая на те же грабли снова и снова. Вот вроде совсем недавно пришлось срочно  переделывать Т-43 на более мощное вооружение, так как  76 мм пушка  от Т-34 оказалась слабой в новых реалиях  — и что ?  Морозов тут же начал проектировать Т-44 у которого вооружение было таким же как у Т-34-85. Перспективное планирование? А это что ?

Ну хоть броня стала толще...   А какие еще новинки имелись в этом танке?

 Двигатель поперек корпуса?  Ну вот о нем и поговорим.

Разворот двигателя поперек , а не вдоль корпуса — это известное советское волшебство и секрет который так и не был понят зарубежными танкостроителями. Если двигатель повернуть — танк сразу становиться легче, короче и сильнее бронированей. 

 Хотя вот собственно почему?  Мы можем поставить двигатель вдоль, а можем поперек. Можем при желании поставить его на попа, но его вес и занимаемый им объем никак не изменяться. И масса брони для его защиты не поменяется.

 Геометрия — она такая, ее еще в школе изучают...

 Но хватит слов — посмотрим к чему привел поворот двигателя у Т-44 и что было бы если его поворачивать не стали

  За Т-44 у нас поработает Т-54 — у меня на него материалов побольше, а по корпусу там особых отличий нет.

Сбоку вроде все хорошо — длинна корпуса у Т-54 почти не возросла, а моторное отделение сократилось по длине.

Однако чудес не бывает — корпус Т-44  стал шире чем у Т-34 без  надгусеничных ниш. Все логично — в одном месте убавилось, а в другом — прибавилось.

Развернем двигатель продольно и посмотрим насколько возросла длинна корпуса. Где-то на 490 мм

А теперь посмотрим насколько мы можем уменьшить ширину танка. Где то на 350 мм. У т-34 вдоль бортов есть баки которые можно убрать и сократить ширину.  И-3 не даст соврать — при более мощном вооружении и более толстой бортовой броне у не него ширина корпуса даже меньше чем у Т-34. 

Итак Т-44 «Вдоль» стал на 490 мм длиннее и на 350 мм уже. Как это скажется на массе корпуса ?

 Итак — лобовая броня у нас 100 мм под наклоном. Что дает приведенную броню в 180 мм. Кормовая — 45. Бортовая броня 80 мм.  высоту корпуса для простоты возьмем в один метр. Корытообразное днище делать не будем ибо это читерство.

 Итак кусок борта можно представить как одну плиту толщиной 160 (80+80)мм и длинной 490мм.  Эта плита будет весить 611 килограмм.

 На столько возрастет масса корпуса при продольном размещении двигателя.

А теперь — на сколько она сократиться при уменьшении его ширины?

Лоб можно представить как одну плиту толщиной в 225 (180 + 45) мм и шириной  350 мм.  Эта плита будет весить 614 килограмм.

 В итоге из-за поворота двигателя вес бронекорпуса Т-44 увеличился на 4 кг, что в пределах погрешности.  То есть вся затея не имеет никакого смысла изначально. Собственно поэтому двигатель  больше нигде и не крутили...

 Для очистки совести прикинем насколько разница увеличиться при корытообразном днище.

 Высота корыта 190 мм — значит вычитаем из массы борта 94 килограмма.

 Выигрыш при этом выходит в 90 килограмм , что тоже довольно мало и не оправдывает усилий...

 Как ни печально — но вся затея с поворотом мотора на Т-44 изначально не имела смысла. Затраченные на нее  ресурсы гораздо лучше было бы направить на изначальное вооружение танка пушкой в 100 мм...


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic