antonkachinskiy

Categories:

"Эффект Бартини"

Есть а аэродинамике такой «Эффект Бартини» , хотя собственно открыл его не Бартини и называли его так только в бывшем СССР. Но настоящий «Эффект Бартини» все же имеется — хотя он наверно все же не из области аэродинамики, а пожалуй чисто психологический.

Любая статья про Бартини пестрит выражениями типа — «обогнал время» и «передовые работы». И все с этим согласны. Но если начинаешь спрашивать где конкретно обогнал и в чем новизна? — ответа обычно не получаешь.

 Кратенько пробежимся по самолетам что Бартини построил и по некоторым которые ему построить не удалось.

   Сталь-6

  Скоростной самолет с испарительной системой охлаждения и одноколесным убирающимся шасси. 

Полетел в 1933 году. Первый самолет с испарительной системой охлаждения полетел в 1921 году в США. А первым самолетом с убирающимся одноколесным шасси стал Фарман Ф380. Фарман к стати установил рекорд скорости в своем классе, а Сталь-6 вместо обещанных 460 км в час, на госиспытаниях сумела развить только 365...  А вместо запланированного на испытания налета в 11 часов , аэроплан Бартини сумел налетать только 2 часа 45 минут.  За 50 минут работы мотора из системы охлаждения утекало 75 процентов всей воды...

 Истребитель Сталь-8 вообще не достроили

Хотя денег на него потратили вдвое больше чем на Сталь-6....


Дальний арктический разведчик (ДАР) 1934 год

Собственно вот он «Эффект Бартини»

Винт в кольцевом обтекателе создает дополнительную тягу, то есть вместо сопротивления — рост тяги 

Однако ретрограды из ЦАГИ  настояли на более традиционной компоновке с тандемном расположением двигателей. Возможно они что то подозревали...

Возможно то что эффект работы винта в замкнутом кольце открыл еще до Первой мировой войны профессор Луиджи Санте Да Риос. А в 1930 году этот эффект изучал итальянский инженер Луиджи Стипа. Но самолетов с кольцевым винтом никто почему то больше не строил....

 Но в общем и отказ от «эффекта Бартини» ДАРу не помог. По результатам испытаний серию из 5 самолетов отменили, а уже построенная машина в арктическую авиацию передана не была.

 

Сталь-7  1936 год

Назначение этого самолета неясно. Вроде бы скоростной пассажирский самолет, но с очень тонким фюзеляжем, не позволяющем нормально разместить пассажиров. Кроме того крыло в форме обратной чайки — компоновка популярная в то время, но сомнительная для двухмоторного самолета...

 И в 1938 году Бартини посадили как вредителя. Однако КБ продолжало работать и возглавивший его Ценципер все же решил сделать скоростной пассажирский самолет

От Сталь-7 там осталось мало — пожалуй только форма крыла на виде спереди. Фюзеляж стал намного более объемным, изменилась система охлаждения двигателей, оперение стало двухкилевым...

 Именно проект этого самолета и стал основой для дальнего бомбардировщика Ер-2. Но Бартини к этому уже не имел никакого отношения....

 

 Тюрьма.

В тюрьме Бартини на лесоповале не работал, а тоже возглавил КБ  где велась разработка двухмоторного истребителя  двухвостой схемы  по типу американского Р-38.

Но порулил он не долго — этим КБ стал руководить Туполев, тоже пребывающий в заключении.  С Туполевым у Бартини сработаться не вышло и он сумел перейти в КБ Томашевича, занимавшегося разработкой истребителя 110.  Но тоже не слишком долго.

 Вскоре Бартини вновь стал во главе КБ разрабатывающего реактивный истребитель весьма напоминающий БИ. Обогнать время вновь не удалось и истребитель даже не строили.

 Т-107 1944 год

 Не вышло с истребителями — началась работа над пассажирским самолетом Т-107.

Самолет имел двухэтажный герметичный салон и был забракован МАПом на стадии проекта. Потом все же удалось пробить его постройку, но с появление Ил-12 на нем окончательно поставили крест. 

Т-117 1946 год

 Не удалось с пассажирским — стали делать транспортный.

Этот самолет был интересен тем что его грузовой отсек состоял из трех пересекающихся цилиндров

Решение оригинальное — но назвать его опередившим время не получается.

Транспортных самолетов с таким грузовым отсеком сейчас не строят.  Не построили его и тогда.


 За всеми этими хлопотами, так и не завершившимися изготовлением хотя бы одного самолета, срок Бартини кончился и он вышел на волю.

 В 1951 году создавалось КБ Мясищева, куда попытались направить Бартини, но не сложилось. Неизвестно по чьей вине — но через три недели Бартини из этого КБ уволили.

 С Москвой не повезло — тепрь Бартини искал счастья в Новосибирске.

 А-57 1957 год

 В 1957 году Бартини предложил проекты сверхзвуковых гидросамолетов разных размерностей по схеме Летающее крыло.

 По странному стечению обстоятельств — как раз в 1957 году в США прекратили программу Си Дарт — сверхзвукового гидросамолета-истребителя  по схеме летающее крыло.

 Работали над этим самолетом с 1953 года. В 1954  один даже разбился и к 1957 стало ясно что идея так себе.....

 Т-217 1960 г

 Проект аналога «Антея» — Т-217

Опередившим время его назвать не получается — крыло от  Пьяджо Р.16 1934 года

А с шасси тоже интересно — шасси у этого самолета называется Аэроход.

 Гибрид полозьев и воздушной подушки. По странном стечению обстоятельств — точная копия воздушной подушки которую разрабатывал профессор Левков еще до войны...

Правда Левков к тому времени уже умер и возможно Бартини придумал свой Аэроход совершенно независимо от него....


 ВВА-14 1972 год

 Гидросамолет с вертикальным взлетом.

Если кратко — не вышло.

 Переделали в экраноплан.

 Даже полетел. Но смыла в нем особо не было , как и опережения времени. По крайней мере ничего подобного никто больше не делал и даже не пытался.

 Дальнейшие предложения Бартини нельзя принимать всерьез и можно охарактеризовать только как — «Остапа несло»

 Экраноплан А-2000 взлетной массой в 2200 тонн с ракетами, самолетами с атомной(!!!) силовой установкой .

 ЭОТА — экранно-орбитальный транспортный аппарат.

Тут не надо быть экспертом чтобы предположить, что такое не будет осуществлено никогда.

   Как видно из этого небольшого экскурса —  построенные самолеты Бартини, а так же его проекты можно охарактеризовать как тупиковые или следующие за модой — но никогда как опередившие время.

 Но «эффект Бартини» продолжает работать и количество книг и статей об опередившем время авиаконструкторе будет только возрастать....

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic