antonkachinskiy

Category:

Сталь-7 - обратная чайка

 Среди пассажирских самолетов созданных в СССР в начале 30-х годов — Сталь-7 безусловно самый неудачный. Поэтому вполне логично , что он не пошел в серию , в отличии от своих конкурентов.  Но в популярной истории он занял место сродни самолетам из немецкой программы «Люфт-46», полной аппаратов  с чудесными свойствами — по мнению их обожателей.

 Однако в реале Сталь-7 не обладал какой-то уникальной аэродинамикой.  

 Зиг-1 с не убираемыми шасси и моторами М-17 выжимал больше 300 км в час. 

  АНТ-35 — мог выжать почти 380.

Вроде бы на этом фоне Сталь-7  с максимальной скоростью 450 километров в час выглядит фаворитом — однако это только кажется. Вместо лобастых моторов воздушного охлаждения, как на на АНТ-35 на ней стоят М-100 жидкостного охлаждения. С такими моторами АНТ-35 мог был летать с такой же скоростью, а может и быстрее.

 Бомбардировщик СБ с моторами жидкостного охлаждения имел максимальную скорость примерно на 100 км/час больше чем модификация с двигателями воздушного охлаждения.  У Ту-2 позже была примерно та же картина —  самолеты с моторами жидкостного охлаждения примерно 100 км в  час превосходили самолеты с  с «воздушниками».

  А вот несомненными плюсами и Зиг-1 и АНТ-35 было наличие  механизации крыла, что обеспечивало им куда лучшие взлетно-посадочные характеристики. А при отсутствии в СССР хороших аэродромов это очень важный параметр. 

  Однако крыло Сталь-7 имело форму обратной чайки, и это крыло дает пищу для фантазий. Якобы благодаря такой форме крыла у Сталь-7 удалось уменьшить длину стоек шасси , а само крыло приблизить к земле. Это привело к образованию экранного эффекта и самолет стал обладать лучшими взлетно-посадочными характеристиками. 

 Увы — это не так. Оба эти плюса проявляются только у одномоторных самолетов.

 Сравним Корсар и Хелкет — палубные истребители с одинаковыми моторами, но разной формой крыла.

 Корсар — обратная чайка

И Хелкет — прямое крыло

 Поставим их рядом:

Хорошо видно что у Корсара шасси не такие высокие, а крыло расположено более низко.  За это приходиться платить большей массой такого крыла, но иногда такое решение вполне оправдано. 

 Но- высота шасси у винтового самолета выбирается исходя из требования, чтобы между лопастями винта землей оставался определенный зазор. Хорошо видно что и у Корсара и у Хелкета зазор одинаковый.

 Однако если у нас самолет двухмоторый -мы не сможем сократить длину шасси  потому что моторы стоят на крыле. И если мы изогнем крыло вниз — моторы тоже опустятся. И винты опустятся , а значит шасси все равно придется делать такой же длинны .

 Сравним Сталь-7 и СБ  . На этих самолетах стоят одни и те же моторы — М-100. И винты у них имеют одинаковый диаметр.

Оп — и длинна ног шасси у двухмоторных самолетов с простой  формой крыла и обратной чайкой  одинакова.  И крыло расположено на одинаковой высоте, а значит если экранный эффект и присутствует — он тоже одинаков. 

 Можно сравнить Сталь-7 и АНТ-35

Видно что у Сталь-7 шасси немного ниже, но не за счет обратной чайки, а просто за счет того, что зазор между землей и винтом меньше, что плохо для эксплуатации на неподготовленных аэродромах. 


 То же самое можно наблюдать и у Ер-2 и Пе-2 — бомбардировщиках с одинаковыми моторами.

У Ер-2 шасси такой же длинны, что и у Пе-2, а крыло ничуть не ближе к земле. Но меньше зазор между винтом и землей, что создает проблемы на полевых аэродромах.

 Возникает вопрос — а в чем смысл обратной чайки на Сталь-7?  Но об этом — в другой раз. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic