antonkachinskiy

Category:

Сталь-7 На стыке эпох, крыла и фюзеляжа

  Итак — обратная чайка появилась на Сталь-7 не для того чтобы сократить длину шасси или использовать экранный эффект. А тогда для чего?

  Как ни странно — для того чтобы сделать ровный пол в пассажирском салоне.  Самолеты становились все быстрее. Улучшалась их аэродинамика, а это приводило к новым проблемам. 

 Рост скорости требовал уменьшения лобового сопротивления. Это достигалось разными способами — увеличением нагрузки на крыло, уменьшением толщины профиля крыла, одеванию шасси в обтекатели или применению убираемого шасси.  Кроме того стали сокращать поперечное сечение фюзеляжа самолета.  Понятно , что на пассажирских  аппаратах это привело к некоторой тесноте в салоне, но не только.

 Проблемы возникли при стыке крыла с фюзеляжем. Нагрузки от крыла воспринимают лонжероны, проходящие по всей его длине. У Стали -7 , как и у АНТ-35 и Зиг-1 лонжеронов было два.

 Так вот — при малом поперечном сечении фюзеляжа это приводило к тому, что лонжероны проходили прямо через пассажирский салон. 

 Вот так

Понятно , что это создавало компоновочные проблемы. Сиденья в салоне приходилось ставить так чтобы они не налезали на лонжероны, сами лонжероны приходилось маскировать ненужными перегородками, вырезы в которых (зеленый) имели весьма высокий и неудобный порог который требовалось переступать.

Вот как это было в Зиг-1 — лонжероны (желтые ) заставили разделить салон на две части , причем переход из одного в другой осуществлялся через вырез (зеленый) расположенный довольно высоко.

 Салон был примерно такой как на этом фото

 Хотя тут фото британского самолета Альбатрос — но оно показывает суть проблемы.

 В дальнейшем размеры самолетов и салонов возрастали и уже на Дугласе третьем лонжерон спрятался под пол салона,

так как стало понятно что комфорт вещь не последняя и экономить на размерах салона не стоит. 

Однако это понимания сформировалось не сразу. И на Зиг-1 И АНТ-35  лонжероны проходили через салон.

 На Сталь-7 Бартини решил сделать ровным пол салона, не увеличивая его поперечное сечение. Он увеличил сечение самого лонжерона чтобы пассажиры проходили сквозь него!

 То есть силовая схема сочленения крыла и корпуса стала примерно такой.

Перегородки в салоне сохранялись, но теперь ничего не мешало сделать вырез в них до самого пола.  Обратная чайка в этой схеме понадобилась для того чтобы уменьшить толщину профиля крыла, иначе пришлось бы его делать высотой с фюзеляж как на Максиме Горьком, что резко снижало скорость.

Однако и такая толщина профиля оказалась чрезмерной , и ее потребовалось уменьшить. В итоге схема трансформировалась в такую

Именно такая ферма в фюзеляже Сталь-7 соединяла крылья .

 Хорошо видно , что на нее можно было уже навесить вполне нормальные прямые крылья, но тут уже инерция мышления сыграла свою роль — на первоначальном этапе сформировался облик самолета с обратной чайкой , и от него решили не отказываться. 

 Самое интересное что эти фермы перешли и на Ер-2, который был бомбардировщиком  и не имел салона , а потому и прохода не требовалось, да и обратная чайка ему была не нужна — но он имел и ее и ферму

как некий рудимент доставшийся от далекого предка, но в новых условиях не имевший никакого смысла. В итоге Ер-2 так и не смог сделать то, для чего создавался — сменить Ил-4, но это уже другая история имеющая к Сталь-7 косвенное отношение...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic