antonkachinskiy

Categories:

Газ-16 часть 1


 Комбинированные аппараты могут сочетать как достоинства, так и недостатки своих прародителей. Газ-16, первый образец которого появился в 1962 году, был как раз из тех машин, что удачно совмещают отрицательные стороны своих прототипов, но тем не менее его история довольно интересна в плане того какие требования возникали при его создании, и как конструкторы пытались их решать.

 У аппаратов на воздушной подушке есть немало достоинств. Они могут парить над водой , землей, а также над их комбинациями, мало проходимыми для машин другого типа — вроде болота. Чтобы выйти из воды на сушу АВП не надо менять тип движителя и это терять на это время. Однако за все приходиться платить. В случае воздушной подушки - мощностью необходимой на ее создание, даже если аппарат движется над местностью где можно обойтись и без нее. Движение по дорогам также представляет известную трудность — шум и воздух вырывающийся из под нижней части аппарата создаст много проблем для окружающих.

 Вероятно так и возникла идея комбинированного аппарата, который по дорогам движется как автомобиль, а над бездорожьем скользит на воздушной подушке. 

  Короткий ролик о испытаниях Газ-16

 Итак посмотрим какие проблемы возникли перед конструкторами при создании такого аппарата и как они их решали.

 Движение по автомобильным дорогам накладывает ограничение на размеры подобного аппарата. Он не может быть слишком большим, что для АВП плохо. Малая площадь днища — это большое давление нужное для подъема. Большое давление — это большой расход воздуха. А большой расход воздуха — большая мощность на его нагнетание. Чтобы сократить расход воздуха из под днища можно установить гибкое ограждение или юбку. Однако при большом давлении воздуха под днищем это ограждение потеряет свою гибкость и станет жестким. Да и при переходе на колеса юбку придется убирать и тратить на это время. 

 На Газ-16 решили обойтись без юбки, что сразу ограничило высоту подъема, а значит проходимость. Чтобы ее повысить — использовали сопловую схему. Воздух нагнетался под днище из щелей по его периметру. Струи воздуха образовывали занавесу, аналогичную юбке. Однако и тут возникали определенные проблемы. Сопловая схема в отличие от камерной не обладает устойчивостью , а потому пришлось разделить днище на несколько камер, установив щели не только по периметру, но и в центральной части. Часть мощности подъемного мотора расходовалась не на подъем, а на поддержание устойчивости, а значит высота подъема падала. 

 Сопловая схема имеет и другие проблемы. Скорость истечения воздуха из сопел велика. Ударяя на большой скорости в опору над которой находиться АВП, этот воздух поднимает пыль , песок или водяные брызги, которые могут образовать целую завесу вокруг аппарата. Это приводит к ухудшению видимости, но не в этом основная проблема. Если воздухозаборники подъемных компрессоров расположены низко, то они могут засасывать весь этот мусор и пропускать сквозь рабочий тракт. Это может привести к абразивному износу лопаток компрессора, и засорению воздушных каналов.  Этого к сожалению создатели Газ-16 не учли на стадии проектирования и столкнулись с этим во время испытаний. 

Защита лопаток компрессора отсутствует
Защита лопаток компрессора отсутствует

 Был совершен и еще один компоновочный просчет. Газ-16 проектировался как вездеход, способный сходить с дорог и летать над пересеченной местностью. Однако ему была придана форма скоростного болида, уместная для гоночной машины, а не для джипа. Водитель размещался в средней части машины и  довольно низко. Обзор вперед-вниз был явно недостаточным для вездеходной машины.

 Это обнаружилось во время испытаний. К сожалению не только это... 

 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic