antonkachinskiy

Categories:

Моторы для "Святогора"

Аэроплан «Святогор» был самым крупным аппаратом построенным в Российской империи.

 Про него не так уж много известно. Практически любая публикация это

пересказ Шаврова, но его книга — это справочник и особой полнотой не отличается. 

 Ну и всякие интересные факты — скорее всего представляющие из себя чистую выдумку , типа рассказа о корове которая не взлетит.

Но некоторою информацию может предоставить анализ конструкции Святогора. 

 Поговорим о его моторах. Шавров пишет что Слесарев планировал поставить на свой самолет некие моторы Мерседес по 300 лс.  Тут есть некоторая странность. Что это за такие моторы — не ясно. До войны у немцев ничего похожего не было. Но даже если бы и было , после начала войны их получение стало бы невозможным. А строительство Святогора началось  уже после выстрелов в Сараево.  Но на какие то моторы Слесарев явно рассчитывал ...

Тут  надо вспомнить что Святогор вообще то задумывался не как самый большой самолет , а как самый дальний. Планировалось, что он сможет находиться в полете 30 часов и долететь из Питера до Парижа. Размеры выросли  вследствие выполнения именно этого требования. И вот для этого аэропланные моторы не очень подходили. Они были легкими, но работать 30 часов без остановки...  На такое они не рассчитывались. Но вот моторы дирижаблей — те как раз могли работать долго. Но правда и весили больше  авиационных...

 Так вот скорее всего Слесарев и закладывал в проект своего самолета применение двигателей от дирижабля. Не Мерседес, а Майбах  и 300 лс не мощность одного мотора, а скорее всего мощность двух. Понятно что не максимальная, а на крейсерском режиме. 

 Подобные моторы ( в том числе и немецкие) в РИ имелись — дирижабли Россия закупала до войны, в том числе и в Германии. 

 Так что Слесарев рассчитывал на что то такое 

Рядный шестицилиндровый мотор весом под 400 кг и мощностью за 150 лс. 

 Два таких двигателя вполне можно было разместить внутри фюзеляжа шириной  2.5 метра и обслуживать в полете. 

Отсек выделенный красным  и предназначался для них.

 Вот на этом фото видно что фюзеляж уже построен и зашит изнутри, кроме этого отсека 

который открыт и ждет установки моторов.  

 Но получить моторы от дирижабля не получилось, что и вызвало заминку с постройкой.

 В конце -концов удалось заказать французские моторы Рено по 220 лс.  Моторы прибыли в январе 1916 года. Неясно что это были за моторы. Могли быть F которые летом стали собирать в России для Ильи Муромца, но могли быть и Е. В любом случае это была новинка. В самой Франции они появились осенью 1915 года.

 Эти моторы были мощнее и легче чем дирижабельные. И тут должна была возникнуть проблема с центровкой.  При размещении их в прежнем моторном отсеке центр тяжести уходил назад. А Святогор не был тандемом как Илья Муромец и для него это было критично. Выход был только сдвинуть моторы вперед, хотя там мешала перегородка.

 Но именно так и поступили

Видно что моторный отсек (который на фото открыт )  сдвинули вперед, что потребовало изменения внутренней структуры носовой части. Французские двигатели были не рядными, а Vобразными, из-за чего заняли почти всю ширину фюзеляжа.  Возросла длинна приводных валов.  Кроме того двигатели Рено имели большую частоту вращения.  Что скорее всего вызвало проблемы при согласовании их с винтами.

 Возможно это тоже добавило проблем, которые так и не удалось решить, и самолет не сумел подняться в воздух. Но вряд ли это было вызвано недостатком мощности или проблемами с  ременным приводом. Что , что а рассчитывать такое тогда умели. Почти все станки приводились ремнями от валов. 

 Скорее всего больше проблем доставляло шасси, но  этого тогда никто не понял. Да и хвостовое оперение вызывает некоторые вопросы.

 По хорошему Слесареву бы надо было летающий аналог меньшего размера для начала построить, но...

 Святогор так и не полетел. ..

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic