antonkachinskiy

Categories:

Пилотируемая лунная программа СССР. Союз простой и облегченный.

 Существует легенда что современный «Союз» это потомок космического корабля созданного для облета Луны. Ну, на Луну полететь не получилось и этот корабль стал применяться для околоземных полетов. Но это не так.  С самого начала  это были два разных корабля.

  Дело тут простое — пот предположим нам надо выполнить несколько задач. В данном случае — облететь, а потом и высадиться на Луну, а кроме того нам нужен и корабль для замены «Восхода», который бы летал на околоземную орбиту. Можно создать один корабль который найдет применение во всех этих полетах. А можно создать три разных.  Оба подхода имеют и плюсы и минусы.

  Единый корабль проще и быстрее создать. Его можно быстрее отработать, что безусловно хорошо.  Однако , тут есть и обратная сторона — такой единый корабль будет весить больше чем любой из трех созданных специально для отдельных миссий. А  масса может быть критичной. 

  Три разных корабля — это тройные затраты времени на создание и испытания, но отличное весовое совершенство. 

 Так вот уже в 1963 году стало ясно что единый корабль создать не удастся. 

 Вот паровозик для облета Луны

Чтобы он мог облететь Луну требовалось чтобы масса Л1 не превышала 5100 кг.

 А если нам требовалось совершить посадку на Луну, то при использовании 3 пусков ракет Н1 с ПН 75 тонн — вес Л3 не должен был превышать 5000 кг.

 Если ПН у Н1 поднять до 85 тонн — масса лунного союза могла возрасти до 6 тонн.

 В то же время новая модификация Р7  была способна вывести на орбиту Земли корабль массой в 6800 кг...


 И еще не родившиеся в металле Союзы начали становиться все более отдаленными родственниками. 

 Вот скажем спускаемый аппарат. В лунных вариантах его вес не должен был превышать 2500 кг . Это заставило сократить экипаж до 2 человек и отказаться от запасного парашута.  В тоже время «Союз-1» на котором разбился Комаров имел СА массой 2800 кг и  два парашута — основной и запасной. Да и мест в нем было 3. 

 Однако и оклоземный Союз — 7К-ОК не так то просто было удержать в массе 6800 кг.  Уже в том же 1963 году проблемы с массой даже привели к идее снять с корабля орбитальный отсек.  В дальнейшем от этого отказались — но об остроте проблемы с весом это говорит.

 Понятно что для  лунного корабля с массой в 5 тонн эти проблемы были еще острее.  Например  Л1 после стыковки с разгонным блоком должен был сбрасывать всю электронику (а советская электроника весила немало) обеспечивающую эту самую стыковку. Про то что сократили экипаж и лишили СА резервного парашута уже упоминалось. 

 В королевском КБ Союзы для Луны (7К-Л1 и 7к-Л3) носили название облегченных. По своим решениям Л1 и Л3 были ближе друг к другу чем к 7К-ОК, но при дальнейшей разработке они потеряли это сходство....


 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic