antonkachinskiy

Categories:

Пилотируемая лунная программа СССР. ЛК-1 против Л-1

 Программа 1963 года так и не стала осуществляться в металле. В 1964 году опять  все поменялось и на это были свои причины.  Остановимся на облетной программе или Л-1. С одной стороны — она позволяла использовать уже имеющиеся ракеты-носители и позволяла отработать автоматическую стыковку, которая была нужна на следующих этапах пилотируемой лунной программы ( по крайней мере так считалось). Но с другой — она была не очень рациональной в  плане выводимого на орбиту груза.  6 ракет-носителей типа Союз выводили орбиту около 40 тонн, Но к луне стартовал уже комплекс массой в 23 тонны. Весь остальной вес расходовался на системы сближения и стыковки для многочисленных блоков.  То есть если осуществлять запуск облетной миссии одним пуском — требовался носитель с грузоподъёмностью около 20 тонн, что было не так уж и много.

 И самое главное — такая ракета уже создавалась. Она носила название УР-500, но более известной она стала под названием Протон. И создана она была в КБ возглавляемом Челомеем. 

 Королев конечно хотел первым запустить советского человека на Луну и опередить американцев. Но еще больше он не хотел чтобы это сделал кто -нибудь другой в СССР. Да и  программой максимум у СП было не подпускать никого к пилотируемому космосу. Эту программу ему осуществить удалось...

  Но в 1964 году еще ничего не было решено. Челомей был на подъёме. Он взял на работу в свое КБ сына Хрущева, что обеспечило ему  доступ к генеральному секретарю в обход официальных каналов. И он не преминул этим воспользоваться.  УР-500 создавалась в двухступенчатом варианте, но планировалось поставить на нее и третью ступень. А потом разгонный блок, что позволяло осуществить пилотируемый облет Луны.  И Челомей начал разрабатывать подобную программу. Она получила название ЛК-1 или лунный корабль — 1.

Он совершенно не походил на Союз, но тое имел американские корни. При разработке спускаемого аппарат использовали доступные данные по СА Меркурий и Джемини.  Полезная нагрузка Протона была чуть меньше 20 тонн, а потому в облет отправлялся только один космонавт. Но зато не требовалось никакой сборки на орбите Земли. Впрочем в дальнейшем предполагалось форсировать УР-500 и увеличить число космонавтов, и даже осуществить полет с выходом на орбиту Луны.   

 Интересно что Королев своими руками упустил возможность опередить Челомея в разработке ракеты с ПН 20 тонн. 

 Дело в том что его тяжелая ракета Н-1 разрабатывалась таким образом, что с нее можно было снять  первую ступень и таким образом получить ракету Н-11 грузоподъёмностью 20 тонн.  В 1961 году Королеву предложили сначала выпустить Н-11, а потом с учетом полученного опыта сделать Н-1, он он отверг эту идею. С его точки зрения первой должна была разрабатываться более мощная ракета.  Этим не преминул воспользоваться Челомей, который вышел в 1962 году с предложением о создании УР-500 , которое и было принято.

  Королев попытался добиться прекращения работ по УР-500 , выступив со встречным предложением о быстрой разработке Н-11, и  переделке под ее старт одной из стартовый позиций  строящихся для  Р-7.  В 61 году это прошло бы на ура, но в 1962 — его предложение отвергли, дав зеленый свет разработке УР-500.

 В августе 1964 года Челомею удалось получить постановление о начале работ по ЛК-1  и казалось что если советский космонавт и облетит Луну первым — то это произойдет в корабле разработки челомеевского КБ.

  Однако в конце 1964 года в СССР произошел государственный переворот, что опять спутало все карты...

 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic