antonkachinskiy

Categories:

Пилотируемая лунная программа СССР. Л-3 вместо Л-3.

В том же 1964 году не менее  кардинальная трансформация произошла и с проектом  советской высадки на Луну. В облетном варианте как мы помним сменился и носитель и корабль. С Л-3 произошло тоже самое, хотя проект Л-3 продолжало разрабатывать КБ  Королева...

 Тут надо немного рассказать о носителе Н1. История его создания сама по себе интересна тем, что пожалуй все решения принимаемые при его разработке были ошибочны, но нас здесь интересуют только те ошибки которые привели к неполету на Луну.  Так вот — у Королева была мечта, а может и пунктик, о создании на Байконуре целой космической верфи : то есть завода по производству космических ракет так сказать полного цикла.  И  он рассматривал сооружение стартовой позиции для Н1 и ангара для ее сборки как некоторый зародыш  этой верфи. К ним в дальнейшем должны быть пристроены цеха по изготовлению элементов ракеты, а возможно и ее двигателей.   И ему удалось пробить принятие такой программы, но последующий генеральский бунт привел к тому что она была отменена. Отменили даже собственно работы по изготовлению Н1 предложив ограничиться эскизным проектированием.  Королева это однако не остановило, и он продолжал мечтать о космической верфи где Н1 будет производиться десятками.  Собственно проект пилотируемой экспедиции 63 года требовал 6 пусков Н1 — три для Л-3 и еще три для резервного корабля, который садился на Луну раньше пилотируемого, и в случае невозможности взлета Л-3 использовался для эвакуации космонавтов.  6 ракет на один полет при том что у американцев заказ на Сатурн-5 предусматривал изготовления 15 ракет и проведения 10 экспедиций. СССР для этого требовалось бы изготовление 60 Н1 не считая ракет для отработки. 

Эту нехитрую арифметику видимо понял и Хрущев и летом 1964 года у него состоялся большой разговор с Королевым, следствием которого стала разработка новой лунной программы, которая предусматривала сокращение числа потребных ракет. Для этого предполагалось перейти от схемы прямого перелета  к схеме с высадкой одного космонавта в специальном лунном корабле, в то время когда основной корабль со вторым космонавтом ждал бы его на орбите Луны.  В общем переход к схеме которую приняли американцы в конце 1962 года, но с задержкой почти на два года...

 И это было катастрофой. Фактически  уже в 1964 году можно было сказать что СССР в обозримом будущем не сможет высадить на Луну человека.  Для полета по схеме  Кондратюка требовалось меньше ракет — не три, а только одна, но грузоподъёмность ее следовало увеличить с 75 до 92 тонн по первым весьма оптимистичным оценкам. В дальнейшем НП пришлось поднять почти до 100 тонн. Схема Н-1 не позволяла провести такую модернизацию малой кровью — пришлось переделывать первую ступень с добавлением 6 двигателей и менять силовую схему с установкой второго силового кольца для их крепления. Требовалось увеличить емкость баков, что учитывая их форму было нелегко.  Кроме того надо было разработать два новых разгонных блока Г и Д , которые отсутствовали в прежних вариантах Н1.

 И это только носитель. Сам Л-3 ждала даже более сильная трансформация. В прежних вариантах он не имел собственных мощных двигателей. Разгон и торможение осуществлялись с помощью разгонных блоков.  Сам Л-3 имел небольшой двигательный отсек с помощью которого можно было проводить только коррекцию траектории при возвращении на Землю.  Теперь нужно было оснастить корабль двигательной установкой обеспечивающей старт с лунной орбиты и разгон для возвращение на Землю. Собственно практически полностью терялась унификация с Союзом и новый Л-3 следовало разработать заново. Лунный посадочный корабль или просто ЛК — разрабатывался вообще с нуля, ибо из-за его маленького размера наработки по посадочному блоку от Л-3 63 года использовать было нельзя. 

 Но разработка околоземного Союза продолжалась, хотя теперь она уже ничего не могла дать для лунной программы. Более того — принятие облетной программы Челомея с кораблем ЛК-1 , вовсе не привело к остановке работ в КБ Королева над Л-1 в шестипусковом варианте. Они продолжались!

 А тем временем пребывание Хрущева на своем посту близилось к завершению, хотя он об этом и не знал.....

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic