antonkachinskiy

Category:

Сверхскоростной автобус ОКБ-1

Имеются проекты информации по которым мало. Кто и почему и разрабатывал — не ясно. К таким проектам относиться и автобус ОКБ-1.

 Дмитрий Дашко дает о нем вот такую информацию:

Чтобы завершить рассказ о довоенных первых проектах нужно вспомнить пожалуй самый утопический замысел – экстраобтекаемый автобус ОКБ-1. Это был поистинне гиганский сухопутный самолет. Длина его зашкаливала за 50 метров, а одновременно в нем могли бы сидеть не меньше 90 пассажиров. Это был проект магистралоьного автобуса-поезда дальнего следования. Основной упор при его проектировании делался на аэродинамику. Лобовая часть автобуса несла рекордное число показателя удельного сопративления воздуху – 0,116 Cx. Ближе к хвосту автомобиля (а у него был настоящий хвост) это показатель падал до 0,618 Cx. Обтекаемый фюзеляж с самолетным килем располагался на вытянутом четырехосном шасси. Ведущими были две задние оси, все колеса закрывались обтекателями. По проекту в салоне размещалось семьдесят пассажиров, кабина приподнята и отделена от салона, двигатель и трансмиссия располагались в узком «хвосте». В 1939 - 1940 годах были построены 24 макета в мастабе 1:24, которые испытывали в аэродинамической трубе в Аэродинамической лаборатории имени Жуковского при МАИ. Не смотря на всю утопичность проекта, конструкторы построили макет в натуральную величину. Естественно, что такой автобус не мог быть построен, т.к. даже несколько двигателей не смогли бы даже при такой аэродинамике разогнать этого монстра, да и шасси никто бы не смог для него построить.

 Кроме этого есть об этом автобусе небольшое упоминание в книге Хроника автомоторного института. Нами работало над ним , а некто А.А Душкевич разработал ряд узлов и работал над управляемостью этой машины. 

 А теперь проверим информацию Дашко. Если этот автобус должен был иметь длину 50 метров — то это действительно был бы монстр

Вот такой — рядом с ним в масштабе изображен Зис-16. Но этот же рисунок позволяет сразу понять что 50 метров — это сильный перебор. При таком размере там можно было бы сделать двухэтажный салон. 

 А теперь посмотрим на два красных прямоугольничка. Это спинки кресел выступающие над окнами. Если длинна монстра 50 метров — шаг кресел выходит 2 метра!  Весьма неплохо, но не очень реально :)  Возьмём шаг 850 мм как у многих междугородних автобусов и поглядим что выйдет:

А выйдет и не плохо — 50 метровый монстр превращается во вполне себе приемлемый автобус длинной метров 20. Конечно в городе на таком не покатаешься, но на автобане — почему бы и нет. К стати при таком размере колеса автобуса ОКБ-1 становятся того же типоразмера что у ярославских машин. 

 И макет на фото явно не монстра пяти метров высотой и 5 -шириной, а машины 2.5 на 2.5 ...

Так что вполне себе осуществимая машина получается. Вот вопрос с автобанами для нее — это и сейчас бы вызвал проблемы, но речь не о дорогах. В конце концов тогда и сверхскоростные паровозы строили для которых в СССР не было дорог (да так и не появилось до самого конца). 

 Но сам автобус вполне осуществим и было бы интересно узнать  кто его проектировал и кто дал на это разрешение. Да и конструкцию было бы интересно посмотреть. Но пока это все что есть....

 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic